+38 (050) 390-00-98
+38 (067) 522-22-94
+38 (063) 392-22-23
Обратный звонок

Путешествие кофе на мировом рынке

Кофе – один из крупнейших бизнесов, а сам продукт остается одним из наиболее ценных сырьевых товаров в мировой торговле. Тем не менее, для многих из 25 миллионов фермеров занятых в его производстве, кофе остается трудоемкой культурой, которая часто дает маленькую финансовую отдачу.

Выращивание кофе также является чрезвычайно ценным для экономики многих развивающихся стран. А для некоторых, таких как Бурунди, Лаос, Заир и Того выращивание кофе и вовсе составляет большую часть дохода страны в иностранной валюте, почти до 80%.  А как показывает статистика, большинство кофе-зависимых работников по всему миру находятся именно в развивающихся странах, особенно в Бразилии, Вьетнаме, Индонезии, Колумбии и Мексике, крупнейших экспортерах кофе.

За что же платим мы, конечные потребители чашки кофе? 

Вкратце схема выглядит так: производитель – кооператив – предприятие по обработке ягод – торговец зеленым кофе – транспортная компания – обжарщик – ритейлер жареного кофе (кофешопы, кофейни и т.п.). Если применяется схема прямой торговли (DirectTrade), либо производитель – не мелкий фермер, и может сам обрабатывать и хранить свой урожай, то некоторые звенья выпадают, например, кооператив или предприятие по обработке ягод, или же обжарочная компания сама является торговцем зеленым кофе. Если нет точной информации о производителях и происхождении кофе, годе урожая, то скорее всего кофе прошел через множество посредников, прежде чем попал к обжарщику.

Итак, основные составляющие цены:

I. Сорт: вид кофейного дерева (зачастую арабика стоит дороже робусты); сорт самого кофе и его производитель (дороже будет стоить кофе с одной плантации с громким именем типа Арабика «гейша» Панама финка Санта-Эсмеральда или арабика Ямайка «Блю Маунтин», Волленфордэстейт).

II. Раньше на цену влияла обработка самого зерна (влажная требовала больших затрат), но сейчас тенденция такова, что многие производители обрабатывают свой кофе разными способами, в зависимости от пожеланий заказчика. Зато если плантация имеет сертификаты BIO, Fairtraid, награды типа Cup of Excellence и т.п., каждая из них дает определенную наценку на продукт.

III. Конечно, чем качественнее зерно, тем больше затрат на его обработку, хранение и транспортировку. Сюда входит и оплата труда сборщиков, и уход за деревьями на плантациях (иногда нужно пренебречь урожаем, чтобы сохранить качество деревьев и самого кофе), и дополнительные сортировки. Кофе с одной плантации может стоить по-разному, в зависимости от класса зерна, который обязательно должен быть указан в маркировке.

IV. Большая часть кофе продаётся на кофейных биржах, что добавляет проценты брокерам. Попав к обжарщику, кофе требует хранения до и после обжарки, конечную сортировку (многие обжарочные заводы дополнительно проверяют зеленые зерна на наличие посторонних примесей и некачественных зерен, особенно, если есть вероятность, что кофе пострадал во время транспортировки). 

V. Конечно же, упаковка – она очень важна для сохранения аромата обжаренного кофе и должна быть качественной и специализированной.

На сегодняшний день большое количество общественных организаций контролируют так называемую справедливую торговлю (Fairtrade), при которой уровень мировых цен должен возмещать производителям кофе их затраты на производство, а для потребителей быть приемлемым.

Справедливая торговля предоставляет производителям адекватную цену на товары и доступ на рынок сбыта. Но чтобы попасть на этот рынок, производитель также должен соответствовать ряду социальных и экологических стандартов. А определенная часть прибыли должна расходоваться на развитие здравоохранения, образования, социальные или экологические проекты.

Социальные стандарты требуют запрет рабского и детского труда, гарантии безопасного рабочего места, гарантии соблюдения прав человека на производстве, право создания профсоюзов, запрет дискриминации на расовой, половой, религиозной или какой-либо другой основе.

Экологические стандарты запрещают использование методов производства, разрушающих окружающую среду, ограничивают использование химических удобрений и средств по борьбе с вредителями. Таким образом товары, сертифицированные Fairtrade, являются экологически чистым продуктом.

Как мы видим, у кофе очень сложный, но интересный путь от плантации к обычному потребителю. Все же кофе остается самым востребованным напитком во всем мире. Приятного Вам кофепития.